Весьма древнего происхождения также героические, воинственные мужские пляски Армении, родившиеся в быту народа-воина. Они носили название «Размакан парер» от слов «разм»-битва и «пар»-пляска. Героический характер имели и «Пляски Сасуна», распространенные среди западных армян; возникновение их связано с непрестанной борьбой западных армян против их поработителей турок.
Темами мужских героических танцев являются: военные действия, охота, спортивные игры.
В коллективном мужском танце «Керцы» чрезвычайно образно представлена битва двух рядов дерущихся воинов: подготовка к бою, атака, победоносные ходы с развевающимся над головой платком, как со знаменем. Боевой дух и строевые правила армянских воинов превосходно отразились в рисунке и исполнении танца.
В танце «Хасаб Агаси» танцоры играют воображаемыми ножами, как бы точа их о железные доспехи своей одежды, угрожая врагу и замахиваясь на него. Пронзительный звук зурны и дробный бой барабана подчеркивают военный колорит танца.
Тематика охоты нашла отражение в танце «Преследование зверя», в котором осторожные движения охотника сменяются присядкой и прыжками вокруг туши убитого животного.
Характер этих танцев дает представление о молодом армянине, как о герое, мужествен? ном, лихом воине, прекрасном наезднике. Армянская хореография знает много мужских танцев, которые построены на демонстрации силы, мужества, ловкости. Наиболее популярным из них является танец «Колосы прген».
«Колосы прген» — сольный или групповой мужской танец. Первая часть его исполняется в медленном темпе и строится на строгих, горделивых, полных достоинства движениях. Вторая часть танца — более быстрая, в ней танцующий проявляет свою отвагу, силу, темперамент. В обеих частях исполнитель взмахами шелковых платков умело подчеркивает наиболее значительные моменты движения. Часто «Колосы прген» исполняется несколькими юношами, которые строго согласованно двигаются то вдоль авансцены, из стороны в сторону, то вперед и назад по сценической площадке.
Народная борьба двух силачей представлена в шуточно-спортивном танце «Кох пар», что в переводе значит «танец-борьба». Двое юношей выходят с разных сторон, как бы готовясь к борьбе, засучивают рукава, бросают друг на друга настороженные взгляды. Постепенно сужается круг, борцы сходятся на середине, подают друг другу руки, отскакивают друг от друга, пригибаются к земле, трут о землю ладони перед схваткой. Все это делается в танцевальной форме. Борьба идет с переменным успехом: то один, то другой юноша пригибает противника к земле. Дальше следуют снова обходы по кругу, наконец, решительная схватка, в которой один из борцов побеждает другого и кладет его на землю.
Победитель подает побежденному руку, поднимает его с земли, друзья обнимаются, целуются и переходят в бурный пляс, часто под музыку «Зурны трынги». Вершиной индивидуального мужского танца является «Зурны трынги» (дословно — скачки под зурну) жизнерадостный танец юноши, весь построенный на сильных прыжках, вращениях, присядках. В нем наряду с ловкостью поражает координация движений рук, ног и корпуса. Исполнение его невозможно без тщательной тренировки.
В других танцах отражены свойственные старой Армении формы трудовой деятельности мужчин: к этому циклу относятся пастушеские танцы с посохом, арканом и колокольчиком. Отдых и развлечение армянского народа нашли свое отражение в танцах с фруктами, бокалами и т. д.
Из комических мужских танцев наиболее интересны «Паплянчо» и «Шалахо». В первом из них воспроизводятся движения веселого плясуна на канате: балансирующее переступание по воображаемому канату, частое встряхивание корпуса. «Шалахо» — жизнерадостный юмористический танец, воспроизводящий образ веселого и ловкого юноши. Этому танцу свойственно обыгрывание платка в комическом плане. Исполнитель забрасывает платок на руку и на плечо, затем теряет его и, заметив на полу, начинает комически подзывать к себе и наконец в конце танца ловко подхватывает платок с пола. Отличительной особенностью «Шалахо» является основной «двель» (ход), энергичный и широкий, напоминающий ход мазурки. Этот «двель» исполняется в начале и неоднократно повторяется в танце.
В женских танцах Армении нашли отражение различные моменты женского труда и быта: полевые работы, работа в доме, шитье, сбор цветов, игры вокруг фонтана, где стройная вереница девушек кружится и плещется водой. В большинстве этих танцев имеются иногда еде уловимые комедийные и драматические элементы. Большинство ныне бытующих женских народных танцев передает радость жизни,любование красивым грациозным движением. К этой группе относятся, например, «Джай-рани», исполняемый в Карабахе и Зангезуре, «Нунуфар», исполняемый в Ленинакане.
Когда в народе хотят подчеркнуть красоту женщины, ее сравнивают с антилопой— «джайраном». Этим сравнением определяется смысл танца «Джайрани», в котором выпрямленный стан, манера держать голову и руки перекликаются с движениями антилопы.
Танец строится по кругу, ему свойственны медленные, плавные «двели», мягкая поступь, упругие шаги, легкое взбрасываниё кистей рук вверх.
В танце «Нунуфар» (тюльпан) красота девушки сравнивается с красотой цветка, движения рук создают впечатление раскрывающегося тюльпана.
Для армянских женских танцев характерна своеобразная величавость и вместе с тем скромность. С древних времен им присуща необычайная выразительность рук.
Историк V века Мовсес Хоренаци, описывая пантомимическую пляску армянской актрисы Назиник, жившей во II веке, характеризует ее искусство словами: «Назиник:—пела руками». Эта меткая характеристика ‘получила широкую известность в армянской литег ратуре.
К числу старинных танцев Армении относятся массовые хороводные танцы, исполняемые по кругу («генд»). В зависимости от состава исполнителей различаются хороводы мужские, женские и смешанные; каждый из них имеет свои особенности рисунка и построения. В смешанных хороводах основную роль играет первый танцор, который именуется «генд-баш», т. е. глава круга. «Генд-баш», высоко взмахивая платком над головой, дает знак к началу танца, к изменению хода и к концу.
Из танцев этого вида очень своеобразен и интересен по содержанию смешанный хоровод «Крунги»; исполнители его своими движениями подражают журавлям. Танцующие мужчины и женщины плавно идут по кругу друг за другом гуськом, мягко взмахивая руками, как крыльями. Затем женщины садятся на одно колено, как будто вьют гнезда, мужчины, легкой поступью подражая полету журавлей, хлопочут вокруг своих подруг.
Интересны также свадебные танцы армянского народа. Особую роль в них играет сваха, которая является как бы дирижером всей церемонии. Под танцевальную музыку-она с серебряным подносом над головой плывет мимо гостей, восхваляя родителей жениха и невесты.
Совершая круг мимо гостей, она заканчивает свои восхваления возгласом: «шобош, аи шо-бош», во время которого гости щедрой рукой сыплют в поднос монеты в пользу музыкантов.
Затем она делает остановку — «сюзьму» — перед женихом и невестой, восхваляя их достоинства, скромность и красоту, вторую «сюзьму» — перед родителями жениха и невесты и вновь движется по кругу.
Закончив танец, сваха заказывает музыкантам медленную танцевальную мелодию «бах-тавари» («бахтавар» — счастливый) и вводит в круг родителей жениха и невесты. Плавно, торжественно танцуют старики, в конце танца они целуют своих детей.
После родителей торжественно и скромно танцует жених. Затем следует плавный лирический танец невесты, сопровождаемый мелодией «Узундара», «Нунуфар» или «Ранги».
Основные черты армянской народной хореографии сохранились и в современном армянском танце, мужском и женском. Они нашли свое выражение в бодрой, жизнерадостной, виртуозной по технике мужской пляске, в благородстве и проникновенности движений женского танца.
Позже народные танцы приобрели новое содержание и новый характер исполнения. Особенно изменились танцы армянской женщины, в которых появилась большая свобода движений, веселость, живость, смелость. В Армении создаются смешанные круговые танцы, для которых характерны элементы танцевального соревнования исполнителей — девушек и юношей.
Народный танец стал широко исполняться на профессиональной сцене, обогатив балетное искусство Армении. Прекрасные образцы сценической обработки народного танца показал Ансамбль армянской песни и пляски. Руководитель ансамбля народный артист Армянской ССР Т. Алтунян удостоен в 1950 году Сталинской премии.
В Армянском государственном театре оперы и балета имени Спендиарова на основе народного танца создано три национальных балета. Балет «Счастье»(музыка А. Хачатуряна), показанный на декаде армянского искусства в Москве, рассказываете жизни современной колхозной деревни. Балет «Анаит» композитора А. Тер-Гевондяна, появившийся на сцене незадолго до войны, построен на историческом сюжете. В основу либретто балета «Хандут» (1948) положены сказания армянского эпоса о Давиде Сасунском, музыку к балету искусно подобрал из произведений А. Спендиарова композитор Г. Будагян.
По художественной выразительности наиболее удачен из этих балетов «Хандут». Постановщику его, балетмейстеру, И. И. Арбатову-Ягубян, удалось искусно сочетать классику с движениями народного армянского танца, подчеркнуть национальный характер образов.
Источник: http://armiane.spb.ru/